По просьбе ВЕЛОДУБНЫ хочу поделиться своим опытом проживания в Скандинавии и использования велосипеда

(3 года, из них большая часть за рулем велосипеда и 1 год за рулем авто).

 

Сначала про город Лунд (ссылка на шведском http://www.lund.se или на английском http://www.lund.se/en/), где я жил и работал. В городе 100 тысяч жителей (из них около 1/3 студенты). В городе есть историческая средневековая часть с узкими улицами (около 900 лет городу) и новостройки (1970-2000 годы). Естественно в средневековой части отдельные велодорожки строить почти невозможно, там просто отрезают от проезжей части белой линией по 110-120 см полосу для велосипедов. В новостройках же велодорожки с озеленением вокруг являются той осью на которую «насаживают» отдельные замкнутые самодостаточные микрорайоны с инфраструктурой (универмаг, аптека, поликлиника, библиотека).

 

Город по праву гордиться своим вело-лидерством среди шведских городов (http://www.lund.se/Gator--trafik/Resor-och-trafik/Cyklist/ и http://www.lund.se/Gator--trafik/Resor-och-trafik/Cyklist/Lundacyklisten-i-siffror/) – 43% поездок в городе осуществляется велосипедом и ежегодным вниманием к проблемам велотранспорта (http://www.lund.se/Gator--trafik/Resor-och-trafik/Cyklist/Cykelampanj-varen-2010/)

Есть и специальная организация LundaMaTs - движение за экологичный транспорт (http://www.lund.se/Gator--trafik/LundaMats---hallbara-transporter/).

 

Вложенные с 1998 года в вело-инфраструктуру города 80 миллионов шведских крон составляют в пересчете около 8 миллионов евро.

На шведском языке в этих источниках написано больше, чем на английском, все переводить долго, но могу указать, что из 80 млн. только 60 млн. крон ушло на строительство велодорожек. Типичная велодорожка и велоуказатель (http://www.lund.se/Gator--trafik/Resor-och-trafik/Cyklist/Cykelkartor-och-vagvisning/).

 

Вот здоровая карта велодорог города Лунда и окрестностей

(http://www.lund.se/Global/F%c3%b6rvaltningar/Tekniska%20f%c3%b6rvaltningen/Gatu-och%20trafikkontoret/Cykelkartan/cykelkartaLiten.htm?epslanguage=sv )

Все велодороги логично продуманы, ведут не только из центра на окраины, но и в соседние деревни (по крайней мере 3 радиуса уходят за 5 км от границы города в виде абсолютно отдельных асфальтовых велодорог - синия к морю, желтая и фиолетовая). Моя любимая велодорога на восток, фиолетовая линия (в деревню Сёдра Сандби - S.Sandby) была проложена прямо вместо старой ЖД - все автодороги проходят сверху, что мне и нравилось - едешь по ней почти как поезд. Есть и другие велодороги к местным достопримечательностям для туристов (http://www.lund.se/Gator--trafik/Resor-och-trafik/Cyklist/Cykelkartor-och-vagvisning/Kartor-over-cykelturer/). Зимой основные велодорожки (их список здесь http://www.lund.se/Gator--trafik/Resor-och-trafik/Cyklist/Vintervaghallning/) очищаются от снега машинами.

 

Остальные деньги ушли на инфраструктуру - смотри карту: (http://www.lund.se/Gator--trafik/Resor-och-trafik/Cyklist/LundaMaTs-kartan/

http://www.lund.se/Global/F%c3%b6rvaltningar/Tekniska%20f%c3%b6rvaltningen/faktarutor.htm?epslanguage=sv )

 

1.    Стоянки велосипедов (желтые кружки) - на большинстве из них круглые сутки есть линия сжатого воздухе, чтобы подкачивать шины. Могу сказать одно: вот это вещь! За все 3 года не разу насос в руки и не брал! Не знаю даже, был ли насос хотя бы у одного из моих друзей. На крытой охраняемой парковке у вокзала (http://www.lund.se/Gator--trafik/Resor-och-trafik/Cyklist/LundaHoj/) можно оставить велосипед надолго (бесплатно) и за деньги выбить на раме свой персональный номер с регистрацией велосипеда по адресу и страховкой (что я и сделал). Есть там и вело прокат (http://www.lund.se/Gator--trafik/Resor-och-trafik/Cyklist/Lanecyklar/) которым я ни разу не пользовался. А по всему городу раскидана куча магазинов и ремонтных мастерских. Мне приходилось бывать почти во всех – сначала выбирал подержанный горный велосипед, потом искал где лучше и дешевле ремонтировать (как нашел - так больше и не искал – пользовался проверенным местом).

2.    Стоянки общественного проката машин (синие кружки) http://www.lundsbilpool.se/ - новая интересная идея, но к велосипедам не имеет отношения.

3.    Стоянки и заправки для экологичных автомашин (фиолетовые кружки): электромобилей, на газе и на этаноле (этиловый спирт) – последний автомобиль я пару раз брал в прокат и теперь знаю разницу в выхлопе от бензина и этанола (по цене горючее стоит одинаково). Не совсем велосипедные дела, но тоже вряд ли это прибыльное дело. Но однозначно полезное.

4. Удобные остановки общественного транспорта (красные кружки).  Часть автобусов ездит на газе, а часть на рапсовом масле (запах характерный).

5. Остановки и стоянки для организованного автостопа (зеленые и синие кружки) - типа желающие заранее договариваются: когда и куда ехать (но это почти не работает в жизни, слишком богато и индивидуально люди там живут, хотя идея и инструкция по применению есть).

 

Если есть интерес, то завтра напишу про Данию. ....

 

 

Про Швецию (город Лунд) я вчера написал. Странно, что у кого-то ссылки не работали - там все должно работать. Конечно на английском там ссылок мало, но сам текст не так важен. Основное я описал, а главное это карты и картинки. Ежели нужно будет что-то поподробнее, пишите - я переведу.

 

 

Теперь про Данию. Основные отличия Дании от Швеции:

1. плоская как стол страна,

2. лесов мало, проливов и пляжей много (куча нудистких)

3. населения много, свободного времени у них тоже завались,

4. климат мягче и снега зимой почти нет (попробовали бы они у нас или в Стокгольме зимой на велике покататься) + нефти у них кот наплакал.

 

Ясно, что это страна с идеальными для развития велотранспорта предпосылками. Плюс ещё датский национальный характер - они самые раздолбаи, неформалы и либералы из викингов (а велосипед это свободное транспортное средство - регистрировать и на права сдавать не надо!), но тем не менее они очень организованные (правила и нормы соблюдают, строят и проектируют на века). Как и все скандинавы очень любят и ценят природу, а поскольку её у них гораздо меньше, то и охраняют её от себя сильнее! Один факт, почувствуйте разницу: стеклянная бутылка в Дании сдается и используется повторно в среднем 30 раз! А в Швеции бутылка живет только один раз: стеклотару вообще не сдают целой, а собирают в разбитом виде на переплавку.

 

Учитывая это всё получаем результат: 10000 км велодорог по небольшой стране (я так понял, что это цифра для всех велодорог по стране, но внутри городов - там ещё столько же, наверное). Эта цифра взята с сайта Датского Вело Общества: (http://www.dcf.dk/composite-28.htm)

Там так и пишут: "Мы живем в феноменальной велостране. Велопоездки здесь легки и могут быть начаты кум угодно без помощи, самостоятельно. 10000 километрами оборудованных велодорог покрыта большая часть страны."

 

Основные 12 национальных велодорог (http://www.trafikken.dk/wimpdoc.asp?page=document&objno=73973) проложены через всю страну по историческим местам. их Вот описание велодорог с картами и процентами асфальта - в среднем 80% дорог покрыто асфальтом: (http://www.trafikken.dk/wimpdoc.asp?page=document&objno=2073 есть ссылка и на английском: http://www.trafikken.dk/wimpdoc.asp?page=document&objno=78593)

Посмотрите на этот список основных велодорог и подивитесь на цифры - длина впечатляет. Это ведь км, километры. Где они в небольшой Дании столько умудрились уместить ???

 

Эти дороги были бы не востребованы, если бы не было инфраструктуры: отели для велотуристов, прокаты, ремонт, музеи, магазины вдоль дорог.

И конечно заблудиться не дают знаки и указатели: (http://www.trafikken.dk/wimpdoc.asp?page=document&objno=78443)

Но эти 12 национальных дорог в сумме 10000 км не дадут. Есть ещё региональные дороги поменьше, но числом побольше.

Вот большая интерактивная карта велодорог Дании – здесь есть описание каждого района (http://www.trafikken.dk/wimpdoc.asp?page=document&objno=142441).

 

Про города (точнее про столицу Дании).

 

Велодорожки в Копенгагене это святое, туда машины не заезжают ни под каким видом, они специально приподняты над остальной проезжей частью на 10-20 см, асфальт другого цвета и фактуры, по краям трапецивидные невысокие бетонные бордюры. Отдельные светофоры, разметка, указатели и т.д. Вот только основные велодороги Копенгагена: (http://www.trafikken.dk/imageblob/image.asp?objno=/18914.jpg). По сравнению с Лундом, все гораздо шикарнее, безопаснее и с размахом. Ну а про Женеву я вообще молчу – там шикарная велодорожка в центре города и на окраине может кончиться вообще ничем на самом оживленном месте.

 

Ночью для всех обязательно ездить с фонарями (белый впереди, красный сзади). Полиция время от времени отлавливает нарушителей и не только в Копенгагене, но и во всей Дании (в Швеции контроля меньше). Но и в Швеции я попал в засаду на автомобилистов и велосипедистов как-то вечером на темной аллее Лунда (чуть не сшиб полицейского невидного в темно синей форме на тенистом тротуаре). Мне влепили штраф в 500 шведских крон, которые я оплатил на почте и с тех пор больше без фонарей не ездил. И в засады полиции больше не попадал, но привычка надолго осталась. Потом я и в Дубне вечером всё порывался фонарь на руль ставить, забывая, что здесь это необязательно.

Велодвижение в Дании интенсивное (да и в Лунде тоже), но я не разу ни видел, что бы кто-то кому-то мешал или сталкивался - все едут очень спокойно и расслаблено (датчане вообще народ расслабленный).

 

Мне как-то раз пришлось в экстренной ситуации заехать на велодорожку в Копенгагене и остановить там свою машину.

Дело было в известном своей хиппушной жизнью районе Копенгагена под названием Христиания. Надо было очень быстро одного профессора (который, не подумав о последствиях курнул травки) отдирать от забора, в который он вцепился, когда его ноги отказали, потом сажать в машину и вести быстро домой в Лунд (рекорд тогда поставил однако…). Нас было трое, но ситуация была критическая, поэтому машину я решил как можно ближе к забору поставить (и это было в общем верное решение). За те 30-40 секунд пока мы аккуратно сажали пострадавшего на переднее сидение я услышал на датском про себя и свою машину, которая перекрыла всю велодорожку, много нового и интересного. К счастью понял я далеко не всё, но фраза "понаехали тут разные шведы и ездить нам на великах даже ночью мешают!" мне навсегда запомнилась (номера у машины были шведские).

 

В Копенгагене периодически умирает и рождается снова идея бесплатных, полубесплатных или дешевых велосипедов напрокат для жителей и для туристов. Последний вариант прокатного велосипеда который я лично видел в 2003 был кошмарен: псивого цвета велосипед без спиц, со сплошными дисками, жестким седлом (чтоб позвоночник долго не мучился :) и здоровой картой под оргстеклом на руле! Никаких регулировок, один размер на всех. Монстр, одним словом.

 

Вот фотки более позднего варианта: (http://p.vtourist.com/1257800-Bicycle-Copenhagen.jpg)

Тоже не шедевр, зато можно выдавать за 20 датских крон (~ 3.5 евро) и не упрут (себе дороже такую фигню с собой таскать).

Вот ресурс на английском: (http://www.bycyklen.dk/english/thecitybikeandcopenhagen.aspx)

Принцип использования следующий: 20 крон монетой суется в замок специальной стойки велостоянки, велик отцепляется, катаешься сколько нужно, потом находишь другую такую же велостоянку - велик в замок, получил обратно монету в 20 датских крон (около 3.5 евро) и свободен.

Вот правила пользования и заодно хорошего тона: (http://www.bycyklen.dk/english/thenobleartofcitybiking.aspx)

Таких великов в центре 2000 штук, расположены они на 110 стоянках, ремонтирует их одна стационарная и 4 мобильных мастерских. (http://www.bycyklen.dk/english/newsandfacts.aspx)

А предыдущие варианты прокатных великов видом получше 5-10 лет назад быстро растаскивали на разборку и на продажу местные люмпены (завсегдатаи Христиании, которым на бутылку или косяк не хватало пособия по безработице).

 

 

Сайт создан в системе uCoz