Павел Тяпкин: вело-воспоминания о Скандинавии
" По просьбе ВЕЛОДУБНЫ хочу поделиться своим опытом проживания в Скандинавии (3 года, из них большая часть за рулем велосипеда и 1 год за рулем авто).
Сначала про город Лунд где я жил и работал: В городе 100 тысяч жителей (около 1/3 студенты). В городе есть историческая часть (около 900 лет городу) и новостройки (70-2000 годы).
Город гордиться своим вело-лидерством среди шведских городов (на английском): http://www.lund.se/templates/Page____25736.aspx Есть и специальная организация: LundaMaTs http://www.lund.se/templates/Page____3955.aspx - за экологичный транспорт. Вложенные с 1998 года в вело-инфраструктуру 80 миллионов шведских крон составляют около 8 млн евро.
На шведском там написано больше, например, что из 80 млн. только 60 млн. крон ушло на строительство вело-дорожек.
Типичная велодорожка под автодорогой: http://www.lund.se/upload/Tekniska%20f%F6rvaltningen/Bilder/CN/Skolv%E4g%20%D6T.jpg Типичный указатель: http://www.lund.se/upload/Tekniska%20f%F6rvaltningen/Bilder/CN/Hanna%20cykelkarta%20Ch%20Nilsson.jpg Вот здоровая карта велодорог: http://www.lund.se/upload/3454/cykelkarta.gif
Все велодороги логично продуманы, ведут не только из центра на окраины, но и в соседние деревни (по крайней мере 3 радиуса уходят за 5 км от границы города в виде абсолютно отдельных асфальтовых велодорог - синия к морю, желтая и фиолетовая). Моя любимая велодорога на восток, фиолетовая линия (в деревню Сёдра Сандби - S.Sandby) была проложена вместо старой ЖД - все автодороги проходят сверху, что мне и нравилось - едешь как поезд
Вот карты с расчётом времени от центра http://www.lund.se/templates/Page____21688.aspx Остальные деньги ушли на инфраструктуру - смотри карту: http://www.lund.se/upload/34194/faktarutor.htm
1. стоянки велосипедов - на большинстве из них круглые сутки есть линия сжатого воздухе - подкачивать шины (желтые кружки) http://www.lund.se/templates/Page____2288.aspx Могу сказать одно: вещь! за все 3 года не разу насос в руки и не брал! Не знаю даже был ли насос хотя бы у одного из моих друзей. На крытой охраняемой парковке у вокзала http://www.lund.se/templates/Page____2304.aspx можно оставить велосипед надолго (бесплатно) и за деньги выбить на раме свой персональный номер с регистрацией велосипеда (что я и сделал). Есть там и прокат http://www.lund.se/templates/Page____2285.aspx (ни разу не пользовался) и куча магазинов и ремонтных мастерских по всему городу (приходилось бывать во всех - искал где лучше и дешевле, как нашел так больше и не искал).
2. стоянки общественного проката машин (синие кружки) http://www.lundsbilpool.se/ - новая интересная идея, но к велосипедам не имеет отношения,
3. стоянки+заправки только для экологичных машин: электро, на газе и на этаноле (этиловый спирт) - такую я брал в прокат,
4. удобные остановки общественного транспорта (красные кружки),
5. остановки для организованного автостопа (зеленые кружки) - типа договариваются когда и куда ехать заранее (но это почти не работает в жизни, хотя инструкция есть).
Есть у этой организации планы на будушее (утверждены в 2006 году) http://www.lund.se/templates/Page____21718.aspx
Если есть интерес, то завтра напишу про Данию. ....Про Швецию (город Лунд) я вчера написал. Странно, что у кого-то ссылки не работали - там все должно работать. Конечно на английском там мало, но текст там не так важен. Основное я описал, а главное это карты и картинки. Ежели нужно будет что-то поподробнее, пишите - я переведу.
Теперь про Данию. Основные отличия от Швеции:
1. плоская как стол страна,
2. лесов мало, проливов и пляжей много (куча нудистких)
3. населения много, свободного времени у них тоже завались,
4. климат мягче и снега зимой почти нет (попробовали бы они у нас или в Стокгольме зимой на велике покататься), + нефти у них кот наплакал.
Ясно, что это страна с идеальными для развития велотранспорта предпосылками. Плюс ещё датский национальный характер - они самые раздолбаи, неформалы и либералы из викингов (а велосипед это свободное транспортное средство - регистрировать и на права сдавать не надо!), но тем не менее они очень организованные (правила и нормы соблюдают, строят и проектируют на века). Как и все скандинавы очень любят и ценят природу, а поскольку её у них гораздо меньше, то и охраняют её от себя сильнее! Один факт: стеклянная бутылка в Дании сдается и используется повторно в среднем 30 раз! А в Швеции стеклотару вообще не сдают целой, а собирают в разбитом виде на переплавку.
Учитывая это всё получаем результат: 10000 км велодорог по небольшой стране (я так понял кроме крупных городов - там ещё столько же наверное). Эта цифра с сайта Датского Вело Общества: http://www.dcf.dk/composite-28.htm Там так и пишут: "Мы живем в феноменальной велостране. Велопоездки легки и могут быть начаты без помощи, самостоятельно. 10000 км оборудованных велодорог покрыта большая часть страны."
Основные 12 дорог проложены через всю страну по историческим местам и их длина впечатляет.
Посмотрите на список велодорог и подивитесь на цифры - это ведь км. Где они в небольшой Дании столько умудрились уместить ??? http://www.trafikken.dk/wimpdoc.asp?page=document&objno=73973 Вот их описание с картами и процентами асфальта ( в среднем 80%). http://www.trafikken.dk/wimpdoc.asp?page=document&objno=2073 Есть и на английском: http://www.trafikken.dk/wimpdoc.asp?page=document&objno=78593 Вот большая карта: http://www.trafikken.dk/wimpdoc.asp?page=document&objno=78931
Эти дороги были бы не востребованы, если бы не было инфраструктуры: отели для велотуристов, прокаты, ремонт, музеи, магазины вдоль дорог. И конечно заблудиться не дают знаки и указатели: http://www.trafikken.dk/wimpdoc.asp?page=document&objno=78443
Но эти 12 дорог в сумме 10000 км не дадут. Есть ещё региональные дороги: карта интерактивная - есть описание каждого района http://www.trafikken.dk/wimpdoc.asp?page=document&objno=80193
Про города (точнее столицу): Велодорожки это святое, туда машины не заежают ни под каким видом, они специально приподняты над остальной проезжей частью на 10-20 см, асфальт другого цвета и фактуры, по краям трапецивидные невысокие бордюры. Отдельные сфетофоры, разметка, указатели и т.д. Вот только основные велодороги Копенгагена: http://www.trafikken.dk/imageblob/image.asp?objno=/18914.jpg
Ночью обязательно ездить с фонарями (белый впереди, красный сзади). Полиция время от времени отлавливает нарушителей и не только в Копенгагене, но и во всей Дании. И в Швеции я попал в засаду в темной аллее Лунда (чуть не сшиб полицейского). Мне влепили штраф в 500 шведских крон, которые я оплатил на почте и с тех пор больше без фонарей не ездил. И в засады полиции больше не попадал, но привычка осталась. Потом я и в Дубне вечером всё порывался фонарь на руль ставить, забывая что здесь это необязательно. Велодвижение там интенсивное, но я не разу ни видел, что бы кто-то кому-то мешал или сталкивался - все едут очень спокойно и расслаблено (датчане вообще народ расслабленный).
Мне как-то раз пришлось в экстренной ситуации заехать на велодорожку в Копенгагене и остановить там свою машину.
Дело было в известном своей хиппушной жизнью районе Копенгагена под названием Христиания. Надо было очень быстро одного профессора (который не подумав курнул травки) отдирать от забора, в который он вцепился, когда его ноги отказали, потом сажать в машину и вести быстро домой в Лунд (рекорд поставил однако). Нас было трое, но машину я решил как можно ближе к забору поставить (и это было верное решение). За те 30-40 секунд пока мы его аккуратно сажали на переднее сидение я услышал на датском про себя и свою машину, которая перекрыла всю велодорожку, много нового и интересного . К счастью понял я далеко не всё, но фраза "понаехали тут разные шведы и ездить на великах даже ночью мешают!" мне навсегда запомнилась (номера у машины были шведские).
В Копенгагене периодически умирает и рождается снова идея бесплатных, полубесплатных или дешевых велосипедов напрокат для туристов. Последний вариант который я лично видел был кошмарен: псивого цвета велосипед без спиц, со сплошными дисками, жестким седлом - чтоб позвоночник долго не мучился и здоровой картой под оргстеклом на руле! Монстр, одним словом. Вот фотки более позднего варианта: http://p.vtourist.com/1257800-Bicycle-Copenhagen.jpg Тоже не шедевр, зато можно выдавать за 20 крон и не упрут (себе дороже такую фигню с собой таскать). Вот ресурс на английском:
http://www.bycyklen.dk/english/thecitybikeandcopenhagen.aspx 20 крон монетой суется в замок специальной стойки велостоянки, велик отцепляется, катаешься, потом находишь другую такую же велостоянку - велик в замок, получил обратно монету в 20 датских крон (около 3 евро) и свободен. Вот правила пользования и заодно хорошего тона: http://www.bycyklen.dk/english/thenobleartofcitybiking.aspx
Таких великов в центре 2000 штук, расположены они на 110 стоянках, ремонтирует их одна стационарная и 4 мобильных мастерских. http://www.bycyklen.dk/english/newsandfacts.aspx
А предыдушие варианты великов получше 5-10 лет назад быстро растаскивали на продажу местные люмпены (завсегдатаи Кристиании, которым на бутылку или косяк не хватало пособия)."

СОБЫТИЯ И ОТЧЁТЫ В ДУБНЕ И ВОКРУГ НОВОСТИ И ССЫЛКИ
ВЕЛОДУБНА (основана в июне 2007 г) e-mail: velodubna@narod.ru
Сайт создан в системе uCoz