Вика о   Днях Датской Велокультуры

 

День 1

 

"Теперь я очень рада, что, услышав перед входом в ЦДХ стандартное «абонент не отвечает или временно недоступен», означавшее отсутствие халявного входа, не развернулась и не убежала дальше по делам. Постояв перед входом минут 5 и вдоволь налюбовавшись симпатичным маленьким складным велосипедом, я применила секретный прием «морда кирпичем» из арсенала безбилетных студентов, жаждущих попасть на рок-концерт, и беспрепятственно проникла внутрь здания, затесавшись в небольшую группу по линии датского посольства. Платить за вход не хотелось… Особых ожиданий, связанных с выставкой Датской велокультуры «Мечты на колесах» Dreams on Wheels, не было. Предварительная программа обещала выступления посола Дании Пера Карлсена, специального гостя от России и трех экспертов Томааса Уго Эрмакора, Троелса Андерсена и Микаэла Корвил-Андерсена. Действительность же оказалась отличной от ожиданий. Начало было вполне предсказуемо-показушное: директор ЦДХ рассыпался в реверансах правительству, мэру, присутствующим в зале официальным лицам и прочее и прочее. Затем слово взял специальный гость от России, оказавший депутатом неспортивного вида от «Яблока». Выступление депутата запомнилось длинной и фразой про «три специальные комиссии», вызвавшей нервные смешки в зале. На этом фоне совершенно потерялись выступления Датского посла и работника датского посольства, вполне даже краткие и информативные. Наконец дошло дело и до выступления трех экспертов. И вот тут началась сказка. Начать с того, что абсолютно неожиданным оказался сам подход к велосипеду и велосипедистам. Мы привыкли относиться к велосипеду как к спортивному снаряду, модной фишке, средству самовыражения, да к чему угодно, только не как к повседневной вещи вроде утренней чашки чая или зонтику в дождь. Так же неожиданной, во всяком случае для меня, оказалась и причина популярности велосипедов в Дании. Считается, что транспортный коллапс, с его многочасовыми пробками и жуткой загазованностью, есть примета нынешнего времени, и ранее ничего подобного не наблюдалось. Что ж, остается только заметить, что все новое - это хорошо забытое старое. Как оказалось, Дания прошла все это еще в 70-х годах. Решением оказалась популяризация велосипеда, как средства передвижения, и развитие велосипедной инфраструктуры. Не следует так же думать, что лишь в Дании решили бороться с транспортными проблемами с помощью велосипедов. Сейчас развитием велосипедной инфраструктуры занимаются все страны Европы и Япония. Именно об этом говорил Томаас Уго Эрмакор. Выступление Троелса Андерсена было посвящено конкретной программе внедрения велосипеда в повседневную жизнь города, на примере Оденсе, третьего по величине города в Дании. В Оденсе проживает 185 тысяч жителей, из них 30% постоянно передвигаются на велосипеде, в городе имеется 510 км велодорожек и ежегодно их длина увеличивается еще на 0,5 – 1 %. Остается только позавидовать жителям города Оденсе, муниципалитет которого, столь ответственно отнесся к развитию велосипедной инфраструктуры. Помимо строительства велодорожек, велопарковок и станций накачки колес, программа развития включила в себя изменение ПДД (уже слышу зубовный скрежет автолюбителей), теперь автомобилист на пересечении с велодорожкой обязан пропустить велосипедиста, а Т-образный перекресток велосипедистам разрешено пересекать прямо вне зависимости от света светофора. Процесс перемещения велосипедиста по городу максимально облегчен: светофоры отрегулированы так, что при перемещении с некоторой постоянной скоростью велосипедист попадает в «зеленую волну». Специальные информационные табло не только укажут вашу текущую скорость, но и подскажут с какой скоростью надо двигаться оставшееся расстояние до перекрестка, что бы влиться в эту самую «зеленую волну». С целью увеличения безопасности передвижения муниципалитетом бесплатно было роздано 4 тысячи комплектов передних и задних фонарей для велосипеда. Как следствие всех принятых мер количество ДТП на улицах города уменьшилось более чем на 20%. Предприятия города бесплатно раздают работникам украшенные фирменной символикой велосипеды. Работник, проехавший на этом велосипеде за полгода 500 км, имеет право выкупить этот велосипед за полцены. К слову, будучи жителем левого берега и работая на правом, я накатывала 500 км за неполные 4 недели, просто ежедневно ездя на работу. Житель, приехавший в магазин на велосипеде, получает специальный купон на покупку. И это не говоря о специальных детских программах и социальной рекламе. Сейчас количество жителей Оденсе, пересаживающихся на велосипед, с каждым годом становится больше на 20%, и половину из этих 20% составляют бывшие автолюбители. Но это же, наверное, очень дорого, скажет любой и будет прав. Подобная программа, действительно, весьма не дешева. Однако, как показала статистика, сокращение расходов муниципалитета на здравоохранение за период действия программы развития велосипедной инфраструктуры оказалось вдвое больше, чем расходы на эту самую программу. Третий эксперт, Микаэл Корвил-Андерсен, говорил о маркетинге в популяризации велосипеда, как средства передвижения. За основу он взял Копенгаген – город, претендующий на звание самого велосипедного города мира, и, надо сказать, справедливо претендующий. После озвученных цифр статистики мне даже стало как-то неловко думать о Дубне как городе велосипедистов, но, оставаясь патриотом Дубны, я надеюсь, что все еще поправимо. Сухие же цифры таковы: полмиллиона жителей Копенгагена ежедневно передвигаются на велосипедах, в выходные дни это количество увеличивается еще на 30 – 40 %, в час по центральным улицам города проезжает 5 000 велосипедистов. Зимой количество велосипедистов сокращается всего на 20%, а погодные условия в Дании совсем не субтропические, морозы в -40 С вполне обычное дело.
Ежегодный опрос на улицах Копенгагена показал, что жители города передвигаются на велосипедах потому что:
54% – это легко и просто
19% – это способствует укреплению здоровья
1% – это экологично
Как говорили все эксперты, люди в Дании такие же как и везде, они так же возьмут, что плохо лежит, не станут добровольно сортировать мусор, если во дворе стоит всего один мусорный контейнер, и в штыки встретят нововведение, ломающие привычный уклад жизни. Поэтому популярность велосипеда в Дании не есть что-то исключительное. Подобных и больших результатов можно добиться в любом месте, нужно только иметь желание. Заключение мероприятия оказалось зеркальным повторением открытия. Неспортивный депутат от «Яблока» громко сетовал на провал его партии в предыдущих выборах и обещался за ради голосов на следующих выборах создать комиссию по любому поводу. Директор ЦДХ рассыпался в реверансах правительству, мэру и присутствующим в зале официальным лицам. К сожалению, эта говорильня отняла столько времени, что количество вопросов, которые можно было задать, оказалось строго ограниченно и мне так и не удалось узнать, как же в Оденсе решали вопрос с велосипедными дорожками в исторической части города, где, наверняка, очень узкие дороги и нет возможности расширить дорожное полотно."

Москва - Дубна. 2009 г.

 

 

 

 

 

Сайт создан в системе uCoz